1-й-- Этим летом мы помогали бабушке в деревне.
Осматривая комнаты, я нашла у нее под кроватью старый сундук. В нем лежала
кукла, завернутая в ткань. Но не Барби, каких у меня много, а тряпичная кукла. Когда
я показала свою находку одноклассникам, она всех заинтересовала, и мы решили
провести исследование и узнать всё об этой незнакомке.
Тема нашего исследования: «Куколка из
бабушкиного сундучка»
2-й--Цель работы: узнать как можно больше о куклах и
научиться их изготавливать.
3-й …..Задачи:
-изучить историю
возникновения тряпичной куклы;
-узнать всё о видах
кукол;
-выяснить, для чего использовали кукол наши
предки;
-научиться самим изготавливать
кукол;
Гипотеза: захотят ли этими куколками
поиграть наши сверстники.
3.Методы исследования:
- подумали
сами,
-
нашли и прочитали книги
о тряпичных куклах
-
спросили у друзей и родителей,
- нашли
материал в Интернете,
-
попробовали сделать тряпичную
куклу самостоятельно,
- провели анкетирование учеников начальных классов.
*** Ребята разделились на группы:
1.Аналитики (анкетирование)
2. Историки (сбор информации-книги,
интернет)
3 Корреспонденты
4. Мастера (изготовление кукол)
***И Сегодня
мы подведём итоги своей работы.
3. Выступление детей по группам.
1 группа: Аналитики
1-й - Для
того, чтобы узнать насколько тряпичная
кукла известна нашим ровесникам, мы провели анкету. Всего отвечали:
второклассников– 30чел., третьеклассников-25
человек; четвероклассников– 27чел.
2-3-й: Анкетирование показало:
1.На вопрос : «Знаете ли вы, что такое кукла?» все
ребята ответили «Да».
2. 78% ребят знают , что такое тряпичная кукла.
3. 55%
учеников считают, что это древняя народная кукла, а 49% утверждают, что
это кукла, сделанная своими руками.
4. 20% из опрошенных умеют делать некоторые
тряпичные куклы.
5. 80 % ребят хотят научиться делать тряпичную куклу
сами.
2 группа: Историки -***Какой
материал собрали вы.
Из нескольких источников мы нашли разные
определения понятия «кукла»:
1-й---Из словаря Владимира Ивановича
Даля мы узнали, что ( 1 лист)
-
КУ́КЛА- сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного.
2 -й— В
словаре Сергея Ивановича Ожегова мы нашли несколько определений этого
слова: ( 2 лист) 1.Кукла- детская игрушка в виде фигурки человека
2. В театральном представлении: фигура
человека или животного.
3.
Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
3-й -Мы узнали, что
для изготовления кукол использовали
разный материал – ткани, шерсть, дерево,
солому, лыко, бересту, камень, воск, глину.
4-й-
А
самые
первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой.
Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба».
(картинка куклы)
"Баба"
передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Этой куклой
нельзя было играть, она была оберегом
женщины, дома, очага.
При
переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с
собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
5-й--.У славянских народов самыми
распространенными были тряпичные куклы,
которые можно разделить на три группы: лист-схема -игровые,
обереговые, обрядовые.
3 группа –корреспонденты
Учитель:-А
теперь представит результат своей работы
группа –корреспондентов.
1-й--Тряпичные
куклы изготавливались по особому случаю. Люди верили, что они могли защитить человека от злых сил,
принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю.
Были
куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка
благодарности, а были и такие, которые болезнь могли отогнать.
Вот
кукла Крупеничка (или Зернушка) – это
тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка
была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно
хранили в красном углу. Славяне
верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год
будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во
времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду
Крупенички
можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая,
значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
Трясавицы– –
маленькие куколки на связке для изгнания хвороб и оберега от болезней. Изготавливали их числом тринадцать.
Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая
в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.
В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша,
Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.
Кукла
Пеленашка
Таких куколок клали в колыбель к новорождённому
ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее ребёнок начинал ими играть.
(Выходят и показывают инсценировку классу про куклу).
**А
мы расскажем вам притчу о Кукле Десятиручке
Рассказчик: Давным-давно жила в одном селе
женщина. Была она очень работящей – вставала до солнышка, спать ложилась со
звездами. Весь день не покладала рук в трудах праведных, а работы меньше не
становилось. Вот как-то села она вечером дома заплакала и запричитала:
Женщина: «Ох, горе
горькое, нету заботам конца и края! Вот если б иметь мне еще пару рук – тогда
бы я все успела».
Разказчик: Прознала об ее слезах богиня Макошь, сжалилась над бедной женщиной и
дала ей еще одну пару рук. Женщина работала весь следующий день в два раза
лучше прежнего, а вечером села и снова в слезы.
Макошь: «Почему ты плачешь? Я ведь дала тебе то, что ты просила!»
Женщина: «Как бы я не работала, а рук
все равно не хватает».
Разказчик: Тогда Макошь дала женщине еще одну пару рук. Но женщине и это не
помогло. И вот дошло дело до того, что стало у женщины целых десять рук, а она
все плачет да причитает. Тогда рассердилась Макошь и забрала лишние руки. А
взамен дала куклу с десятью руками и строго-настрого наказала:
Макошь: «Смотри, хорошо к ней относись! И тогда эта кукла поможет тебе во
всех делах!»
Разказчик: С той поры пришлось женщинам делать себе помощниц своими руками, без всякого волшебства.
А богиню Макошь за такой подарок еще больше прославлять стали!
Кукла «Кубышка».
Куклу-Кубышку с копеечкой в
объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в
дом богатство.
«Колокольчик»–
кукла добрых вестей. Основа куклы – колокольчик, поверх него – три юбки. Кукла
приносит в дом радость, веселье, бережёт хорошее настроение.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника.
Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если
становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить
с ним, пожаловаться или просто поиграть. И пока ушастая нянька развлекала малыша,
мама могла заниматься своими делами.
4. Выступление детей с куколками.
***Куколок
не только делали, с куколками не только играли, о куколках пели.
(народная песенка «Колыбельная
для куклы»)
****В руках наши артисты держат куколок и
они все разные. Сделайте куколку и принесите в свой дом радость, семейное
счастье, достаток.
(Дети раздают гостям куколку и памятки –
инструкции по изготовлению куколок).
5.Итоги занятия.
***Сегодня мы
провели интересное занятие. Мы узнали
историю народных куколок, их предназначение, технологию создания и даже
актуальность в наши дни. Каждый из ребят внес свой вклад в эту работу. Все мы
очень хорошо потрудились и разобрали все о куколках.
6.
Рефлексия.
***Оцените свою
работу:
если вы довольны собой - красный
цветочек,
если что-то у вас не получилось – синий
цветочек.
|