Пятница, 17.05.2024, 04:20Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Цигикал Аллы Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Занятие по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
[ Скачать с сервера (23.7 Kb) ] 22.01.2014, 21:03

        1-й--  Этим летом мы помогали бабушке в деревне. Осматривая комнаты, я нашла у нее под кроватью старый сундук. В нем лежала кукла, завернутая в ткань. Но не Барби, каких у меня много, а тряпичная кукла. Когда я показала свою находку одноклассникам, она всех заинтересовала, и мы решили провести исследование и узнать всё об этой незнакомке.

   Тема нашего исследования: «Куколка из бабушкиного сундучка»

2-й--Цель  работы: узнать как можно больше о куклах и научиться их изготавливать.

 

3-й  …..Задачи:

            -изучить историю возникновения тряпичной куклы;

            -узнать всё о видах кукол;

            -выяснить, для чего использовали кукол наши предки;

            -научиться самим  изготавливать  кукол;

 

Гипотеза: захотят ли этими куколками поиграть наши сверстники.

 

3.Методы исследования:

     - подумали  сами,

     - нашли   и прочитали  книги  о тряпичных куклах

     - спросили у друзей и родителей,

     - нашли   материал в Интернете,

    -  попробовали  сделать тряпичную куклу самостоятельно,

     - провели  анкетирование учеников начальных классов.

 

***    Ребята разделились на группы:

1.Аналитики (анкетирование)

2. Историки (сбор информации-книги, интернет)

3 Корреспонденты

4. Мастера (изготовление кукол)

***И Сегодня мы подведём итоги своей работы.

3. Выступление детей по группам.

  1 группа: Аналитики

1-й  -  Для того, чтобы узнать насколько тряпичная  кукла известна нашим ровесникам, мы провели анкету. Всего отвечали: второклассников–  30чел., третьеклассников-25 человек; четвероклассников–  27чел.

 

     2-3-й: Анкетирование показало:

1.На вопрос : «Знаете ли вы, что такое кукла?» все ребята ответили «Да».

2. 78% ребят знают , что такое тряпичная кукла.

3. 55%  учеников считают, что это древняя народная кукла, а 49% утверждают, что это кукла, сделанная своими руками.

4. 20% из опрошенных умеют делать некоторые тряпичные куклы.

5. 80 % ребят хотят научиться делать тряпичную куклу сами.

 

  2 группа: Историки -***Какой материал собрали вы.

   Из нескольких источников мы нашли разные определения  понятия «кукла»:

        1-й---Из словаря Владимира Ивановича Даля мы узнали, что ( 1 лист)

- КУ́КЛА- сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева  подобие человека, а иногда и животного.

        2 -й— В  словаре Сергея Ивановича Ожегова мы нашли несколько определений этого слова: ( 2 лист) 1.Кукла- детская игрушка в виде фигурки человека

 2. В театральном представлении: фигура человека или животного.

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

    3-й  -Мы узнали, что для  изготовления кукол использовали разный материал – ткани,  шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину.

     4-й-  А  самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба». (картинка куклы)

     "Баба" передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Этой куклой нельзя было играть, она   была оберегом женщины, дома, очага.

         При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

       5-й--.У славянских народов самыми распространенными были тряпичные  куклы, которые можно разделить на три группы: лист-схема     -игровые, обереговые, обрядовые.   

3 группа –корреспонденты

Учитель:-А теперь представит результат своей работы   группа –корреспондентов.

      1-й--Тряпичные куклы изготавливались по особому случаю. Люди верили, что  они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю.

        Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь могли отогнать.

 

            Вот кукла  Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу.       Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
     Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу.
По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

            

Трясавицы– – маленькие куколки на связке для изгнания хвороб и оберега от болезней. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.

 

           Кукла Пеленашка

Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее  ребёнок начинал ими играть.

 

(Выходят и показывают инсценировку  классу про куклу).

**А мы расскажем вам притчу о Кукле Десятиручке

Рассказчик: Давным-давно жила в одном селе женщина. Была она очень работящей – вставала до солнышка, спать ложилась со звездами. Весь день не покладала рук в трудах праведных, а работы меньше не становилось. Вот как-то села она вечером дома заплакала и запричитала:

Женщина: «Ох, горе горькое, нету заботам конца и края! Вот если б иметь мне еще пару рук – тогда бы я все успела».

Разказчик: Прознала об ее слезах богиня Макошь, сжалилась над бедной женщиной и дала ей еще одну пару рук. Женщина работала весь следующий день в два раза лучше прежнего, а вечером села и снова в слезы.

Макошь: «Почему ты плачешь? Я ведь дала тебе то, что ты просила!»

Женщина:  «Как бы я не работала, а рук все равно не хватает».

Разказчик: Тогда Макошь дала женщине еще одну пару рук. Но женщине и это не помогло. И вот дошло дело до того, что стало у женщины целых десять рук, а она все плачет да причитает. Тогда рассердилась Макошь и забрала лишние руки. А взамен дала куклу с десятью руками и строго-настрого наказала:

Макошь: «Смотри, хорошо к ней относись! И тогда эта кукла поможет тебе во всех делах!»

Разказчик: С той поры пришлось женщинам делать себе помощниц своими руками, без всякого волшебства. А богиню Макошь за такой подарок еще больше прославлять стали!

           

Кукла «Кубышка».

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство.

 

«Колокольчик»– кукла добрых вестей. Основа куклы – колокольчик, поверх него – три юбки. Кукла приносит в дом радость, веселье, бережёт хорошее настроение.

 

              Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. И пока ушастая нянька развлекала малыша, мама могла заниматься своими делами.

                      

 

       4. Выступление детей с куколками.       

     ***Куколок не только делали, с куколками не только играли, о куколках пели.

               (народная песенка «Колыбельная для куклы»)

 

      ****В руках наши артисты держат куколок и они все разные. Сделайте куколку и принесите в свой дом радость, семейное счастье, достаток.

      (Дети раздают гостям куколку и памятки – инструкции по изготовлению      куколок).

 

       5.Итоги занятия.

***Сегодня мы провели  интересное занятие. Мы узнали историю народных куколок, их предназначение, технологию создания и даже актуальность в наши дни. Каждый из ребят внес свой вклад в эту работу. Все мы очень хорошо потрудились и разобрали все о куколках.

 

     6. Рефлексия.

***Оцените  свою  работу:

         если вы довольны собой - красный цветочек,

       если что-то у вас не получилось – синий цветочек.

Категория: Мои файлы | Добавил: Дашенька
Просмотров: 1342 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz