Вторник, 21.05.2024, 10:07Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Цигикал Аллы Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

 «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки,

 а особая деятельность. И овладеть этой речевой деятельностью

 в полной мере можно только в упорном труде»                            

С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

     Наше время - время свободы слова, как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек - даром слова. Вот уже несколько столетий показателем образованности человека является его языковая культура. И не последняя роль в общей языковой культуре принадлежит грамотности. В последнее время грамотность людей вызывает особую тревогу. Основной причиной допущения ошибок, является отсутствие орфографической зоркости, т. е. способности быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Развитие орфографической зоркости зависит от уровня сформированности самоконтроля у учащихся.        

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Прочные орфографические навыки - результат упорного настойчивого труда. В своей работе  для формирования орфографической зоркости я использую различные приёмы и методы. С одним из них я вас познакомлю. Это организация работы по орфографическим маршрутным листам.

Эту работу я организую так:

1.      этап:  выявить стартовые возможности учащихся при изучении данного предмета или данной темы. Это первая цель работы.

2.     этап: составление орфографического маршрутного листа, на который выносится тема, ее отдельные подтемы, задачи в виде конкретных вопросов, на которые дети будут искать ответы по мере изучения данной темы. Важность в том, что весь материал представлен в перспективе, что дает ребенку с более высоким уровнем обученности выходить за рамки данной темы. Таким образом, решается задача опережающего обучения. Ребенок с низким уровнем обученности, опираюсь на информацию маршрутного листа, может самостоятельно определить пробелы в знаниях, то есть осуществлять пооперационный контроль. 

3.     этап: итогом работы над орфографическим маршрутным листом является заполнение «маршрута движения», который, с одной стороны, отражает все, чем занимались учащиеся в процессе изучения темы (то есть дублирует этапы орфографического маршрутного листа), с другой стороны, позволяет проконтролировать уровень усвоения знаний и способов деятельности.  При этом стоит остановиться на том, что данная работа позволяет формировать все три уровня самоконтроля: предваряющий, пооперационный и итоговый (контроль по результатам). По мере продвижения в предмете этот «лист» будет достраиваться, корректироваться, позволяя учащимся видеть свой путь в изучении предмета. Покажем на примере осуществление данного приёма работы.

Предмет «Русский язык» 4 класс, общий раздел: правописание глаголов. Из тематического планирования отбирается все, изучаемые в 4 классе темы по данному разделу «Правописание глаголов». Создаётся «Лист Помощник» (Приложение 1). Таких тем 6:правописание приставок в глаголах, правописание частицы не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание –тся и –ться в глаголах, правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. На карточке в виде вопросов предлагаются задачи стоящие перед детьми. При изучении темы «Правописание глаголов» дети должны усвоить, что перед глаголами предлоги не пишутся. При изучении темы «Правописание частицы не с глаголами»  перед детьми ставится вопрос: Как частица не пишется с глаголами? Темы располагаются в порядке их изучения. Таким образом, создаётся алгоритм для изучения раздела «Правописание глаголов». Одновременно точно такой же алгоритм предлагается каждому ребёнку. Называется он орфографический маршрутный лист. На нем отражено всё то, что присутствует на листе «Помощник». Но есть и отличие. Вынесены окошки для самоконтроля, число которых соответствует количеству уроков по планированию. Окошки заполняются детьми при подведении итогов на каждом уроке. Детям предлагается оценить результаты своей работы при помощи цвета: красный - всё получается, синий - испытываю затруднение, жёлтый – не получается, не понял. Работая по такому алгоритму, дети постепенно учатся не только находить ответы на вопросы, но и развивают свою орфографическую зоркость, интеллектуальные умения: анализ, обобщение, систематизация,   формируются навыки самоконтроля.

  Таким образом, детям предлагается упорядоченная система заданий, направленная на выработку умений учиться и конкретизировать результаты своей деятельности. В более старших классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать неупорядоченный набор, чтобы дети сами строили свою стратегию решения. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Следовательно, в ходе работы по орфографическим маршрутным листам у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: ставить и удерживать цели; планировать свою деятельность; моделировать; проявлять инициативу при поиске ответов на вопросы; рефлексировать; взаимодействовать при объяснении орфограммы, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других. Итак, работа по маршрутным листам в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе (6–9-е классы). Эта деятельность имеет творческую составляющую. Двигаясь по маршруту, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие действия поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Такая работа включает детей в постоянную поисковую деятельность, что создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля. Исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. Закончить статью я хотела бы словами Ж.-Ж. Руссо «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки: нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше разовьется».

Категория: Мои статьи | Добавил: Дашенька (25.03.2013)
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz