Памятка № 1
Как готовить домашние задания
– Ежедневно и тщательно
записывай в дневник все домашние задания.
– Приучи себя готовить
уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16–17 часов,
а если во II – то с 8–9 часов).
– Готовь уроки всегда в
одном и том же месте.
– Правильно организуй
свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.
– Начинай подготовку
уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и
под конец выполняй легкие предметы.
– Через 30–40 минут
занятий делай перерыв для отдыха на 10–15 минут.
– Во время подготовки
уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.
– Пользуйся словарями и
справочниками.
– После выполнения
письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а
потом перепиши на беловик.
– Если встретил
непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей,
учителя.
– Ежедневно повторяй
материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.
– После приготовления
уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.
Есть специальные памятки, которые можно
взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить
стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории,
географии» и т. д.
Родитель вправе
обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок
пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи
у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить
разъяснение того или иного материала.
После лекции учителя на
этом собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого
классный руководитель может использовать следующие вопросы:
1) Как вы оборудовали
ученику рабочее место?
2) Есть ли там «Режим
дня» вашего ребенка? Как вы следите за его выполнением?
3) Проверяете ли вы
выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время?
4) Делает ли уроки
ребенок сам или только в вашем присутствии? В чем состоит ваша помощь?
5) Как вы поощряете
(наказываете) ребенка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности?
6) Посещают ли ваши
дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это дает вашему ребенку?
7) Как вы следите за
внеклассным чтением ученика?
8) Ваш контроль за
просмотром телепередач, за играми на компьютере.
9) Какие задачи в учебе
вы ставите своему ребенку? Как добиваетесь их выполнения?
10) Ваша работа с
дневником ученика.
11) В чем состоит ваша
связь со школой?
12) Есть ли у вашего
ребенка качества, необходимые для успешной учебы: воля, прилежание,
аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость.
Как вы их вырабатываете?
13) Правдивы ли ваши
дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках?
14) Какие вопросы
воспитания детей вас волнуют? О чем бы вы хотели послушать на родительском
собрании?
15) С учителями каких
предметов вы бы хотели встретиться на собрании?
И т. д.
Дети должны по совету
родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».
Памятка № 2
Правила умственного труда
1) Периоды занятий
должны чередоваться с периодами отдыха.
2) Не занимайтесь более
1,5–2 часов подряд.
3) Ежедневно для
занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте
учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
4) Правильно оборудуйте
свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему
должно быть свое место.
5) Чистота воздуха,
умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.
6) Работайте спокойно,
без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые
помехи (радио, телевизор, компьютер).
7) Следуйте правилу
«лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только
тогда беритесь за другой.
8) Чередуйте пассивный
и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный
душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).
Можно дать учащимся памятку: «Как
слушать учителя на уроке».
Памятка № 3
Как слушать учителя на уроке
1) Смотрите на учителя
и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 %
знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше
запоминаются.
2) Учитесь думать
вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями
других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.
3) Нельзя оставлять без
ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности
мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.
4) Основные положения
урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает
дважды, а значит и лучше помнит.
5) Домашнее задание
надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Полезны для учащихся памятки по НОТ.
Памятка № 4
Как работать с книгой
При чтении текста нужно
решить 4 задачи.
1) Ознакомиться с
содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.
2) Продумать
прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти
внутри каждой такой части основную мысль.
3) Сделать из текста
необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений,
составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и
логическую структуру предложений.
4) Дать себе отчет:
чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь
новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила
ли новые мысли, настроения, желания?
Все эти памятки желательно дать всем родителям,
чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет
обеспечиваться единство требований семьи и школы.
|